Про субботники. Великий почин

ИТР завода №6 на субботнике на Вифанской улице. сер. 1960-х гг. Фото Н. Кривенко
134
6

Помню календарную страничку из детства. Черно-белый многофигурный рисунок с паровозом, а вокруг него копошится уйма народа. И подпись: «Застрельщики Великого почина». Фиг поймешь этих взрослых! Ну ладно, почин – значит починка, ремонт. Еще свежа была память и про паровозы, и про ремонтное депо узловой станции Северной железной дороги «Загорск». А вот застрельщики... Я долго искал их на картинке. Они должны были быть со снайперскими винтовками. Обязательно с оптическим прицелом. Чтобы сорвать ремонтные работы, этот самый почин! Но я нигде их не мог найти. Папашка мне коротко и ясно объяснил: картина, мол, большая, они просто не вместились в календарь!

 

Много позднее я узнал, что застрельщики (в отличие от закопёрщиков) – люди очень хорошие, говоря человеческим языком – инициаторы. А почин – это субботник. А если точнее, то субботник 10 мая 1919 года на станции Московско-Казанской железной дороги Москва-Сортировочная. С легкой руки В.И. Ленина, откликнувшегося на это событие статьей «Великий почин», и пошло гулять крылатое слово.

 

Однако до этого субботника (в нем приняли участие 250 человек) был еще один, очень интересный для нашей темы. Это когда на той же станции 15 энтузиастов, из которых 13 были коммунистами, вышли на работу после смены, в ночь на субботу 12 апреля 1919 года. Отсюда якобы и термин – «субботник». О терминах, впрочем, мы еще поговорим.

 

1 мая 1920 года в Москве уже был проведен грандиозный субботник под названием «Праздник освобожденного труда». Именно с ним связан еще один стереотип – «Ленин и бревно», нашедший отражение как в советском изобразительном искусстве (даже в нашей местной лениниане найдется полтора десятка работ на эту тему), так и в устном народном творчестве («Что стало с бревном, которое таскал Ленин на субботнике? Проросло бровями!»).

 

А теперь про самое интересное. В принципе, субботники (то есть добровольные общественные работы на безвозмездной основе) в России знали и до большевиков. В быту крестьянской общины это называлось «помочи» (к подтяжкам отношения не имеет). «Мир» организовывал их для помощи погорельцам, вдовам, «малосильным» молодым семьям. Соседи, сговорясь, выходили на работу, а потом складчиной отмечали «помочь».

 

Наверное, именно такими «революционными помочами» было событие, происшедшее в канун 1 мая 1917 года в Сергиевском посаде. Позднейшие историки, правда, по аналогии назвали это субботником. Тогда граждане посада вышли на общественные работы по благоустройству города. Принимала в этом участие и Троице-Сергиева лавра, приславшая подводы с материалами. В тот год в России впервые отмечался официально первомайский праздник под лозунгом «Без победы нет свободы!».

 

Через год, уже при новой власти, в честь первой годовщины официального Первомая, аналогичное действо было произведено на скотном рынке вблизи станции (в районе нынешнего ТРК «Счастливая 7Я»). Начали ни много ни мало возводить «Курган в память борцов и жертв революции». Слава Богу, дальше митинга не пошло!

 

А первые реальные советские субботники прошли в городе в 1919–1920 годах. Их инициаторами и участниками стали железнодорожники (ремонт вагонов и сверхурочная разгрузка грузов) и курсанты Военной электротехнической академии, дислоцированной в стенах лавры. Последние занимались разборкой последствий грандиозного пожара, бушевавшего летом 1920 года в центре города. Про эти субботники были опубликованы отчеты в губернской газете «Московский большевик».

 

Интересно, что, несмотря на отмену в 1929 году названий дней недели, термины «субботник» и «воскресник» продолжали жить, сделавшись именами нарицательными. В ту пору кроме них в документах и газетных статьях мелькали «декадники», «месячники», «трудавралы», цель которых сводилась к нескольким позициям: заготовка дров, расчистка железной дороги (зимой) и уборка города.

 

Среди документов по этому вопросу меня очень забавлял один, буквально сошедший со страниц М. Булгакова: «Вынести выговор коменданту Первого Дома Советов (То есть Старой лаврской гостиницы. – Прим. авт.) за необеспечение субботствующих (Прям название секты! – Прим. авт.) специнвентарем, в результате чего был сорван полноценный грабеж (Работа граблями. – Прим. авт.) у памятника Ленину».

 

К 1960-м годам тема субботника и воскресника, с одной стороны, окончательно заидеологизировалась, с другой – фольклоризировалась. Вариант басни И. Крылова «Ворона и лисица»: «Сидит ворона на суку с сыром. Лиса ее и так, и сяк. Наконец, все средства были исчерпаны. И лиса говорит: «Ворона, а ворона, а у нас завтра субботник будет!» А ворона: «Угу!» «Ворона, а ворона, а послезавтра – воскресник!» Ворона ненормативно выругалась, сыр выпал...» Далее по тексту.

 

Участников субботников по благоустройству в середине 1960-х годов прозвали декабристами. Зная реалии времени, нетрудно объяснить. Тогда было постановление о привлечении к принудительным работам по уборке улиц за мелкие правонарушения. И лиц, попавших под это постановление, величали декабристами, поскольку принято оно было в декабре. А далее, в порядке черного юмора, так величали себя служащие и ИТР (инженерно-технические работники), подгребавшие горы бытового мусора, заранее вываленного обывателями на обочину улицы. Иногда у наиболее продвинутых и языкастых участников подобных работ возникали сравнения с китайской «культурной революцией» и «перевоспитанием интеллигенции» по-хунвейбински. До отечественных аналогов, как правило, не добирались.

 

С высоты времени оценить понятие «субботник» не берусь. Оно, как яблочко, с одной стороны – красное, с другой – зеленое. Или как Восток – дело тонкое!

Комментарии
6

Такой вот бесплатный труд в момент становления добровольного меценатства широкий масс был всегда окружен ореолом равенства, братства и взаимопомощи...В деревенских общинах практиковали такие помощи пострадавшим от пожаров и прочим малоимущим при строительстве им жилья всей деревней,видимо понимая, что человек без своей крыши по соседству рано или поздно принесет дополнительные проблемы всей общине, а потому дешевле для всех скинуться и построить крышу над головой бездомному, что бы он жил и работал, по соседству... Во что сегодня превратили такую "помощь" нерадивые клерки? Вместо того, что бы каждодневно организовывать содержание поселения, грамотно тратя бюджетные деньги все больше уделяют усилий по их "отмыву"...То "пару "буханок" купят за ВОСЕМЬ лимонов, хотя на эти деньги можно было бы купить штук восемь "Владимирцев", увеличив таким образом производительность работы коммунальников в разы за те же деньги...То итальянские «пылесосы» ,за валюту, будто своих нет… А если учесть, что на местах чиновники чуть ли не саботируют закрытие всех этих неэффективных мупов-гупов , ставя таким образом препоны ИПэшникам, которые бы за эти деньги, которые тратятся на содержание всяких "клерко-прачек" могли бы на лету снежинки ловить-тогда о какой такой "помочи" местным нерадивым чиновникам может идти речь? Да эти "субботники" можно проводить каждую субботу силами нарушителей общественного порядка, привлекая на бесплатные работы тех, кто курит не в положенном мусоре, выбрасывает мусор минуя урн и мусорных контейнеров, распивает спиртные напитки в общественных местах, выгуливает собак на детских площадках, паркуется на газонах и много кого еще можно привлечь на обязательные субботники, не взирая на лица... А так...Одни мусорят, несознательные, а на детях опять отыгрываются, привлекая их на обязательные работы по уборки чужого мусора, даром...Ольга Константиновнка, аууу...Когда научитесь отстаивать интересы своих "птенцов" и уже искорените круговую поруку в ад ми срации, добиваясь искоренения порочной практики по эпизодическому содержанию города силами активистов на «субботниках», делая акцент на организации обязательных работ для нарушителей Закона и более эффективного освоения Бюджетных средств, отказавшись от всех этих обременительных трат по содержанию общественных заборов, ни кому не нужных и вывозу того же снега, вместо того, что бы его складировать рядом на специальных площадках и в отвалах вдоль дорог, как это делается в Финляндии? Ну вот отказались в этом году «ворошить» снег ,тратя колоссальные деньги из бюджета и что-снег не растаял сам? Растаял, без всякого «распила»…
Ответить
Может уже "великие" прямо скажут, что без подобия рабского труда невозможно ни вчера, не в сегодняшних условиях содержать вверенные территории и объекты совместного использования поселений ? Что все ходить вокруг да около...На "буханки" по 4 лимона и вечно ржавые заборы деньги есть в скудном социальном бюджете,а на содержание собственно территорий совместного использования денег нет? Это что за такая поселенческая экономика?
Ответить
Такие вот , неоплачиваемые работы ,помочь по старинному, должны хотя бы чем то стимулироваться… Как узнали из статьи такие общественные работы всегда закреплялись Пиром на весь Мир, куда обыватели приносили свои деликатесы и с помощью такого вот "шведского стола" на русский лад по итогам работы устраивали поселенческое застолье, с песнями и плясками...А что мы видим сейчас? Одни вкалывают на чистом энтузиазме, а все эти особо приближенные к клеркам потом "столуются", почему то за бюджетный счет...
Ответить
Почему такие странные? Сколько можно убеждать, ссылаясь на мнение ученых, что листву НЕЛЬЗЯ признавать мусором и те, кто продолжает её собирать, вместо мусора, странно смотрятся на "субботниках", мягко говоря...Уже все полигоны забили прошлогодней листвой, которую эшелонами свозят за казенный счет и превратили область областью стихийных бедствий, а таким...все неймется...
Ответить
Разве можно назвать ответственными должностных лиц, которые организовали такое массовое мероприятие как "субботник" в условиях штормового предупреждения? Гнать поганой метлой таких,безответственных...
Ответить
Почему "могучая кучка" инспекторов ГИБДД способна навести элементарный порядок на дорогах района, а целая толпа клерков из рай ад мини срации не способны организовать элементарную чистоту на вверенных территорий с помощью элементарного надзора за нерадивыми жителями, которые превращают в свалки район вокруг жемчужины ТСЛ? Может пора уже провести "ротацию"?
Ответить
наверх >
x Спасибо за внимательность. Опечатка уже отправлена нашим редакторам.