Зацепинг: хобби или скрытый суицид

Гладкова Елена
1050
0
Одно из самых пугающих молодёжных увлечений – зацепинг, или трейнсёрфинг, путешествие снаружи поезда. Регулярные новости о страшных смертях подростков на железной дороге у всех вызывают один вопрос: зачем же вы продолжаете туда лезть?! «Ярмарка» пообщалась с одним из представителей этой субкультуры, который считает себя «нормальным» зацепером и не видит поводов для общественной паники.
 
ACAB
 
Молодой человек является администратором одного из крупнейших пабликов трейнсёрферов «ВКонтакте». Попросил называть его «Акабом». По всей видимости, это известное в молодёжных субкультурах сокращение ACAB, то есть «All cops are bastards» («все полицейские – не очень хорошие люди», если не дословно).
 
Парень практикует трейнсёрфинг с 2010 года, а началось всё классически – друг предложил попробовать. «Я сначала как-то боялся, но потом залез с ним на хвост электрички и мы поехали. Перегон был маленький – 1 минута. Потом как-то уже захотелось прокатиться ещё, и мы на следующий день пошли кататься, так всё и продолжилось», – рассказывает «Акаб».
 
Среди зацеперов есть не только подростки, но и взрослые, и даже пожилые люди. «Акаб» говорит, что немало и девушек – примерно четверть. В интернете можно найти романтичные фотографии пар, милующихся на арматуре поезда.
 
Разновидностей экстремального развлечения тоже множество. Есть любители покататься сзади последнего вагона (классический зацеп), некоторые предпочитают ехать в «слепой зоне» машиниста (фронт-зацеп), есть те, кто путешествует на крыше состава (руфрайд). И это далеко не весь ассортимент субкультуры. Не будем его рекламировать.
 
 
А как же адреналин?
 
Объяснения своему странному увлечению молодые люди дают довольно бытовые: не хочется ехать в душном вагоне в час пик или банально нужно сэкономить деньги. Некоторые верят в то, что таким образом выражают протест (против своей жизни?!) или проверяют себя на прочность.
 
– А как же адреналин?
 
– Ну, на самом деле, получаешь адреналин только когда ты едешь первые разы, а потом с каждым разом страха и адреналина становится всё меньше и меньше, а в конечном итоге становится уже вообще не страшно.
 
Специалисты видят другие причины зацепинга. Например, скрытый суицид.
 
«По-настоящему при скрытом суициде имеет место не прямое желание умереть, а навязчивый страх перед будущей смертью, невыносимость жить с сознанием неизбежности смерти, что толкает человека к роковым случайностям или пагубным зависимостям. Нередко они выглядят как жертвы катастроф, несчастных случаев, различных опасных увлечений, игр, экстремальных видов спорта», – пишет психотерапевт Римма Дюсметова.
 
«Слезай» и всё
 
Полицейские и работники железной дороги пытаются бороться с зацеперами, но пока без особого успеха. Охрану молодые люди вообще не боятся: «Охрана особо ничего не делает, они просто лишь могут сказать ‘’Слезай’’ и всё».
 
Разумеется, сухие сообщения – «Московская железная дорога напоминает о необходимости соблюдения правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта» – вообще не работают. А всё, что может сделать полиция, – это поймать, отвести в участок и выписать скромный штраф. Он составит 100 рублей для совершеннолетних, а за несовершеннолетних родители заплатят 500 рублей. Это что касается пригородных поездов. За катание в метро могут выдвинуть штраф 15 000 рублей, однако, по словам «Акаба», если штрафы достигнут и больших размеров, это вряд ли заставит молодых людей отказаться от своего хобби.
 
Периодически проходят рейды по отлову зацеперов, в которых участвуют не только полиция и представители железной дороги, но и «антики» (так зацеперы называют своих врагов антизацеперов) – это те, кто добровольно помогает бороться с трейнсёрфингом. В таких рейдах обычно не просто «снимают» зацеперов с поездов, но и заваривают «залазы», через которые те попадают на пути или непосредственно на подвижной состав. Кроме того, «антики» занимаются профилактикой зацепинга – вступают в тематические группы в соцсетях (коих очень много) и пытаются вразумить молодых людей. Но есть среди них и такие, кто не любит пустую болтовню.
 
«Антики бывают разные. Есть те, кто тебя снимает с зацепа и отводит в полицию, а есть обычные гопники, которые избивают зацеперов... В основном бьют школьников или тех, кто меньше», – делится впечатлениями от встреч с антизацеперами «Акаб».
 
Убило током? Сам виноват
 
В 2015 году на Московской железной дороге погибло более 600 человек. Среди основных причин – зацепинг и переход ж.д. путей в неположенном месте. Подростки чаще всего гибнут от сильного удара током, падения или столкновения с объектами железнодорожной инфраструктуры – светофоры, знаки, низкие мосты.
 
Один из последних трагических случаев произошёл 15 августа в районе станции Болшево: погиб 14-летний зацепер из Сергиева Посада. Как рассказали друзья погибшего, это была их третья поездка на крыше электропоезда. Во время неё вагон тряхнуло, и чтобы не слететь вниз, подросток схватился за оголённый токоприёмник, говорится на информационно-справочном портале города Сергиев Посад. После жалоб пассажиров вагона на запах гари сотрудники РЖД осмотрели крышу и обнаружили обуглившееся тело ребёнка.
 
Ещё одно ЧП случилось в начале августа на станции Хотьково. На крыше электрички обнаружили зацепера, погибшего от удара током. Как выяснилось, это был 31-летний москвич, который семь раз привлекался за нарушение правил поведения не железной дороге. Причём мужчина уже получал серьёзные травмы, катаясь с внешней стороны поезда: в 2015 году его госпитализировали с множественными переломами и черепно-мозговой травмой.
 
Шокирующие фотографии изуродованных тел публикуют в тематических группах в социальных сетях сами зацеперы или антизацеперы. Комментарии «коллег» в основном ещё более пугающие, чем фото: «жареное мяско», «готовый горячий пирожок», «фарш»…
 
«Акаба» не испугала даже смерть товарища на его глазах: «Тем летом на станции «Лось» я ехал с парнем на крыше, он начал шатать токоприёмник (это когда ты опускаешь токоприёмник, через который проходят 3000 вольт для того, чтобы были искры) и его пробило током насмерть...»
 
«Зрелище ужасное, но виноват сам, что шатал», – резюмирует молодой человек.
 
По его словам, если соблюдать «технику безопасности», разработанную субкультурой, то упасть или сгореть невозможно. Главный внутренний закон – не употреблять алкоголь и наркотики. Он отмечает, что зацеперы делят всех катающихся на две категории: ЗЦПЧ (зацепинг) – люди, которые соблюдают правила, и УЕПЧ (с матерного на русский – «плохой» зацепинг) – люди, которые правила не соблюдают. «Гибнут в основном вторые», – констатирует «Акаб».
 
– Но ведь рука или нога у любого может случайно соскочить…
 
– За 6 лет катания ничего ни разу не соскакивало…
 
Родители «Акаба», разумеется, не знают о рисковом занятии сына. «Когда показывают новость, что кто-то сгорел на электричке, родители начинают говорить: ‘’Опять идиот какой-то сгорел’’, а я сижу и улыбаюсь», – делится молодой зацепер.
Завязывать «Акаб» в ближайшее время не планирует. «Когда семья, наверное, появится», – предполагает парень. Тем самым бессознательно подтверждая, что где-то внутри он понимает, что сильно рискует.
 
Комментарии
0

Никто еще ничего не написал...

наверх >
x Спасибо за внимательность. Опечатка уже отправлена нашим редакторам.