Какое значение для мореплавателей имела фигура на носу корабля в разные времена?

В древности носовую часть корабля пытались украсить скульптурой. Названия этих фигурок разные, в зависимости от страны, которой принадлежал корабль. В первую очередь были женские образы, но не только. Какое значение имела скульптура корабля? И почему на них было больше женских сущностей?

Немного истории

Раньше на корабле не было женщин. Это плохая примета. При этом носовая часть корабля была украшена скульптурой в виде женщины. Поверье гласит, что именно так на нее возлагали надежды моряки, считая фигуру способной успокоить надвигающийся шторм.

В 18 веке фигура на носовой части корабля приобрела разнообразие. Уже сейчас можно найти античных героев, изображения животных, портреты в скульптуре и даже целые композиции из многих фигур.

Назывались такие носовые скульптуры по-разному: в Риме — рострой, в Греции — кариатида. Иногда их называли уборными. Слово имеет немецкие корни. Гальюн представляет собой площадку под бушпритом в носовой части корабля. Именно здесь находились скульптуры.

Каждая фигура на носу корабля была гордостью владельца. Их всегда делали дальновидными. Это символ корабля. После отбытия рабочего периода корабль был отменен, а носовая фигура должна быть снята. После кораблей он стал украшением стен усадеб, других построек и колонн. Впоследствии эти скульптуры попали в морские музеи.

Носовые фигурки корабля в музее

Сегодня название «фигура галеона» на носу корабля — это обозначение скульптуры, получившей свое название от корабля в носовой части. Однако в морской терминологии он оставался «уборной», в зависимости от своего местоположения. Интересно, что на том же навесе находились туалеты для экипажа корабля. Отсюда и современное название корабельных туалетов: уборная.

Суеверия

В древности корабли были относительно примитивными. Служащие им моряки часто чувствовали себя беспомощными перед водной стихией. Веря в различных божеств, они всячески пытались их умилостивить, прося помощи, чтобы укротить ветер, волны, предотвратить несчастья и привлечь удачу. Духи должны были защищать корабль от любых напастей, штормов, мелей, опасных ветров. И даже если случалось так, что корабль тонул, божества сопровождали души погибших моряков в страну, где находятся мертвые.

Битва военных кораблей за Актиум

Каким изображениям отдавали предпочтения в разных странах?

Если заглянуть в Древний Египет, то фигура на носовой части корабля в основном изображала священную птицу. Финикийцы предпочитали резную деревянную голову лошади как символ скорости корабля. Греки и римляне построили разъяренного дракона или кабана, чтобы запугать потенциального врага. Викинги также предпочитали головы драконов.

Корабли викингов

Для норвежских кораблей также были вырезаны деревянные головы драконов, а славяне украшали лодки головами козлов и баранов. Среди старинных кораблей есть и корабли, украшенные скульптурами павлинов.

Изображения богов также часто украшали корабли, особенно у древних греков. Там предпочтение было отдано богине победы Нике. В декоре кораблей можно встретить множество различных мифологических персонажей. В основном это Нептун и Меркурий, древнеримские боги, покровители торговли и мореплавания.

О чем еще говорили скульптуры?

Фигуры носа в прямой, символической или аллегорической форме часто указывали на название корабля. Это помогло понять название и предназначение корабля, так как многие люди еще не умели читать.

Для этих целей использовались самые разнообразные скульптурные изображения — от императоров до героев мавров и индейцев. Очень часто значимой скульптурой была фигура женщины на носу корабля, девственниц, монахов и святых.

Женская фигура на носу корабля

Еще в середине XVI века мастера кораблестроения Испании и Португалии устанавливали на галеонах (больших трехмачтовых парусных кораблях, предназначенных для перевозки драгоценных товаров) очень совершенные в художественном отношении скульптуры. Затем, к 17 веку, богатый скульптурный декор стал частью судостроения и стал совершенно обычным атрибутом всех парусных судов.

Часто великолепие отделки корабля не уступало роскошным дворцам его владельцев. Иногда даже превосходил их. Когда дело касалось военно-морских сил, целью было продемонстрировать мощь владельцев. Общеевропейскими символами на военных кораблях были геральдические львы и орлы. Они показали силу и благородство воинов.

Лев часто украшал стебли шведских флагманов. На корабле короля Швеции Эрика IV был изображен рычащий лев в короне.

Торжество эстетики

Часто женская фигура на носовой части корабля выполнялась в виде всевозможных русалок, наяд, существ, связанных с морем. Они должны были защитить корабль от затопления. Фигуры сначала были очень массивными, но со временем было замечено, что они сделали корабль тяжелее и менее продаваемым, катаясь по волне. Поэтому их размер был значительно уменьшен.

Культ божеств постепенно потерял смысл. Его заменила эстетика. Поэтому чаще всего украшением служила женская фигура на носу корабля. Архитектура корабля должна была не только соответствовать своему назначению по функциональности, но и быть максимально совершенной по красоте.

Фигура на корабле в носовой части

Во времена Петра Великого к оформлению русских кораблей и их оформлению привлекались очень важные личности, такие как Пименов, Чижов, Микешин, Клодт. В 1724 году Бартоломео Растрелли было приказано создать носовую скульптуру в виде портрета Петра Великого.

Архитектура парусных лодок сохранила стиль барокко до конца 18 века. Затем в искусстве постепенно укоренился классицизм.

В 19 веке очень часто нос украшали поясом или изображением на груди фигуры, связанной с названием корабля.

Всё о доме и саде
Добавить комментарий