Алекcандр Двойных: «Идеальных систем управления не бывает…»

2144
4

 

У сергиевопосадца Александра Двойных за плечами уже солидный управленческий опыт: он был депутатом Мособлдумы, сейчас руководит городским округом Домодедово. Александр Владимирович поделился с журналистами местных СМИ своим отношением к возможному объединению поселений нашего района в городской округ.

 

– Ваша политическая деятельность сейчас ведется в городском округе, вы знакомы изнутри с системой управления и в Сергиево-Посадском районе. В чем принципиальная разница этих двух форм территориально-административного деления?

 

– Система административного деления в разные исторические периоды по-разному выстраивалась в Московской области. В советский период больше превалировала экономическая составляющая: рассматривался экономический и производственный потенциал. Тогда районов было не очень много, и каждый из них был практически самодостаточный, со своими ресурсами, характерным профилем. Уже после перестройки, когда страна искала свой путь, определялась с моделью управления, очень важным критерием в административном делении стала доступность власти. Появился такой термин, как «шаговая доступность власти». Производственный критерий ушел на второй план, и Московская область была разделена почти на 400 городских и сельских поселений, многие из которых – возможно, и большинство – не обладали никакими собственными ресурсами. То есть они не стали самостоятельными поселениями, а просто превратились в муниципальные единицы с той самой «шаговой доступностью власти». Этот опыт очень важен. Но приходит понимание, что такое деление уже не отвечает современным тенденциям и вызовам, которые есть сегодня у страны, у каждого субъекта внутри неё. Грубо говоря, два главы на одной территории или два человека, которые фактически являются высшими должностными лицами, – излишество. Кстати, наши иностранные коллеги, которых нам часто ставили в пример в постсоветские годы, с удивлением смотрят на то, что у нас двухуровневая система управления.

 

Считаю, что одноуровневая система более понятна гражданам. Она рождает не коллективную, а персонифицированную ответственность за происходящее на территории. А сегодня время летит так, и настолько меняется ситуация, что просто не можешь позволить себе долго принимать решение. Здесь красноречиво говорит и статистика: последний рейтинг итогов 2016 года показал, что все лидеры Московской области – это именно городские округа.

 

Мне кажется, что двухуровневая система власти свою задачу выполнила: она в большом количестве развила у жителей потребность в самоуправлении, люди активизировались, стали проявлять интерес к местным выборам, участвовать в жизни города.

 

Конечно, не бывает идеальных моделей. И нельзя сказать, что городской округ – это то, что позволит завтра проснуться на абсолютно новой территории. Но, с моей точки зрения, на сегодняшний день это единственная эффективная система управления территорией в Московской области.

 

– Какие вы видите плюсы этой системы управления?

 

– Последнее время основные точки роста развития производства, инвестиционных площадок были именно в городских округах. Так как их система управления понятна бизнесу: инвестор понимает, где центр принятия решений. Бизнесу не нужно тратить усилия на выстраивание отношений с двумя администрациями. Если возвращаться к Сергиево-Посадскому району, то, слава Богу, в последние годы там смогли избежать противостояния района и города. Но если вспомнить Сергиево-Посадский район трехлетней давности, то конфронтация была явной – конфликт между администрациями заложен уже в самой системе. Отсутствие вертикали власти внутри территории очень часто порождает хаос, несистемное развитие. Многие не совсем добропорядочные финансово-промышленные группы этим пользовались. Надо просто учесть этот опыт и смело смотреть в будущее, не цепляться за старые стереотипы.

 

Сергиево-Посадский район все возможные тяготы 131-го федерального закона прошел, не миновали его и трагические события. У района колоссальный туристический потенциал, который надо реализовывать, несмотря на сложные страницы истории.

 

Нужен процесс: здорово, что люди интересуются значением объединения в округ. Только одни это делают, чтобы получить ответы и сделать систему лучше, другие – исключительно из любви к себе и желания сохранить возможность влияния на ситуацию – тогда это нечестно по отношению к жителям.

 

– Люди, которые живут в отдаленных уголках Сергиево-Посадского района, высказывают опасения о том, что их территория превратится в так называемые медвежьи углы с нерешенными проблемами. Как обстоят дела в Домодедове с отдаленными районами?

 

– За счет консолидации ресурсов удается подтянуть слабых к более сильным. Пример – у Домодедова много промышленных зон, которые находятся на территории нескольких административных округов. По факту для системы района этот проект приходится реализовывать на территории практически трех муниципальных единиц, что ставило бы в целом под сомнение такой проект, не будь мы единым округом. Единая среда позволяет спокойно реализовывать значимые для развития проекты.

 

Когда Домодедовский район принимал решение о переходе в городской округ, фактически был проведен референдум, принято общее решение. На мой взгляд, единая территория, консолидация экономических и управленческих ресурсов всегда дает положительный результат. Естественно, это нужно обсуждать в процессе дебатов, общественных слушаний. Это та ответственность, которую должен взять на себя инициатор объединения, в том числе и по сохранению обязательств в определенных территориях.

 

– Вызывает опасение – сохранятся ли льготы для сельских жителей?

 

– У нас в Домодедове за счет принятия единого генплана городского округа сохранены все льготы. Более того, если в генплан вносятся изменения, он проходит общественные слушания – то есть, по большому счету, у каждого жителя есть возможность принимать участие в обсуждении – будет являться его населенный пункт сельским или городским. Но у любого решения есть две стороны: на сельской территории у вас появляются преференции, но уровень капитализации вашего имущества становится ниже; в городской – нет преференций, зато есть более дорогая недвижимость.

 

– Есть разница во взаимодействии округа и района, разделенного на поселения, с областью?

 

– Думаю, что областному правительству проще реализовывать региональную политику в области социальных стандартов, так как опять же понятен центр принятия решений, кто за что отвечает.

 

– С объединением в округ не поставлен ли в Домодедове крест на «шаговой доступности власти» и местном самоуправлении?

 

– В округ Домодедово входит 15 территорий, кроме того, сам город разделен на три территории. Их руководители работают с населением. Эти сотрудники наделены полномочиями полноценного участия в процессе управления территорией: контроль подрядчиков, проведение ряда общественных мероприятий. У нас активны Советы микрорайонов, сохранена полноценная выборность старост деревень и уличкомов, старших по домам. И это тот актив, на который можно опираться.

 

В нынешнем году нам удалось сократить количество муниципальных служащих до 125. Год назад их было более 200. Подчеркну, что сокращение муниципальных служащих – это не самоцель. И экономия в плане финансов – не единственный плюс, который получает территория от оптимизации численности чиновников. Избыточное их количество, дублирование функций иногда тянет процесс не вверх, а вниз. Потому что излишнее регулирование так же мешает процессу, как отсутствие этого регулирования. И сегодня область находится в поиске оптимальной модели управления. Ни в коем случае не хочется с негативом говорить о тех структурах, которые выстраивала область, – это наш опыт, просто изменения в экономике диктуют необходимость поиска новых форм.

 

По материалам телекомпании «Радонежье»

 

Комментарии
4

Если область решает таким образом свои управленческие проблемы, сокращая численность центра принятия решения на местах путем округнизации, то не мешало бы об этом говорить прямо, а не притягивать за уши "инициативу с низу". Как только обыватель видит фальшь-он всеми фибрами души начинает противиться таким вот "инициативам с низу". По честному нужно обращаться с гражданами и тогда они сами потянутся к более эффективным начинаниям, понимая суть реформ. Правда прежде необходимо менять нормативную базу на уровне ФЗ...Но депутатам ГД не до этого...Это потом же нужно будет отвечать за свои инициативы...А вдруг на словах одно, а на деле-все гораздо иначе. Все таки шаговая доступность местной власти-это приобретенное благо и обыватели не собираются его лишаться лишь потому, что кто то в двух уровней системе власти не желает делиться "барышами" со своими коллегами , лоббируя интересы коммерсантов, например...p.s. Прямой вопрос главе округа-а разве глава округа и староста деревни это не двухуровневая модель управления? Если староста будет на своем месте-ни одно решение глава округа не протолкнет в обход интересов жителей, которые станет отстаивать староста. Или того, кто на обесчественных началах куда легче «поставить в нужную позу» тем или иным способом? Эффективность нужно обеспечивать в управленческом звене, но где облдума и где практические навыки по управлению на местах…
Ответить
И если все понимают, что идеальной управленческой системы нет-тогда почему вместо того, что бы решать горы проблем , опираясь на админки поселений предлагается опять все до основания разрушить и лишь затем...Ну стабилизируется ситуация, очистится глава района от балласта на местах, убедится сам и сможет убедить свой актив, что пришла пора попробовать объединиться в округ-ну тогда и жезл командующего округа ему в руки. А пока...проблем не перечесть и если их не так просто решить опираясь на 12 админок, то кто и как их будет решать кастрированным составом?
Ответить
Идея окрунизации похоже напугала самих клерков до такой степени, что из каждого «утюга» на районе сейчас слышим, что ни чего после такой "оптимизации" в районе не изменится-и местное самоуправление останится в лице старост и собственно территории не куда не денутся в виде конкретных поселений с их историческими названиями, жители останутся селянами с их льготами ,видимо, проживая на территории с городским статусом. А что тогда изменится? Глава района станет называться чуть ли не командующим округа , объединивший под своей свитой все поселенческие бюджеты, которыми будет распоряжаться по упрощенной схеме, под одобрямс своих же окружных депутатов, плюс собственно районный ну и налогооблагаемая база станет куда больше, поскольку земли сельхоз назначения автоматически могут стать городскими землями. Вот какова судьба земель сельхоз назначения в Домодедовском округе? Как то обходит этот вопрос глава городского округа Двойных в своем интервью местным СМИ. Если услышим четкий ответ, то многое станет понятным и уже городской житель сельской местности сможет продать свои земли сельхоз назначение под ИЖС, а поселенческие депутаты-станут старостами префектур и старшими домов. Очень важно услышать ответы на все эти вопросы. А может достаточно лишь обозвать главу района окружным генералом и на этом всю эту окрунизацию и закончить, что бы не баламутить массы по пустому?
Ответить
Что происходит с землями с\х назначения и со всеми этими лесами пр окрунизации? Почему молчим? Не в этих ли дебрях комуфлируются истинные причины такой вот,инициативы со стороны алчных людишек ?
Ответить
наверх >
x Спасибо за внимательность. Опечатка уже отправлена нашим редакторам.