Даёшь генеральный!

164
0

Прогулки по Сергиеву Посаду невольно навевают мысли не только о том, каким наш город был когда-то, а и о том, каким он мог бы стать. Попыток переосмыслить планирование города в его истории было немало, сегодня заглянем в любопытный документ – «Генеральный план развития Загорска 1974 года».

Тогда ещё говорили о том, что недопустимо современной застройке вытеснять историческую. В 1969 году было принято постановление правительства РСФСР о превращении Загорска в туристический центр. А в 1971 году объявили конкурс на новую идею генерального плана города, которая могла бы примирить и расширяющееся современное строительство, и уникальную историю. Победителем стал проект под руководством В.Н. Выборного, уже имевшего опыт работы в Суздале.

Согласно этой концепции, разработанной до 2000 года, всё новое строительство, включая административные и общественные здания, должно было разместиться на землях Семхоза (юго-запад Загорска) и в пойме реки Кончуры (восток). Причем восточное направление в сторону Вифанских прудов определялось как приоритетное. В этой стороне сразу планировалась новая трасса Москва – Ярославль, которая, по задумке разработчиков, должна была освободить исторический центр Загорска от транспорта.

Главный въезд в город со смотровой площадкой, в соответствии с планом, находился в районе Глинкова. Новая застройка не должна была закрыть великолепную панораму лавры. План также предусматривал серьезную реконструкцию исторического центра – с объемными реставрационными работами и сносом поздней застройки, искажающей культурный ландшафт. Новострой не приветствовался. В центре Загорска должны были появиться новые отели, жилье для персонала, обслуживающего туристов, мастерские художников и сувенирное производство. Также, согласно плану, необходимо было восстановить часть утраченной исторической застройки, например, земляной бастион у подножия Пятницкой башни. Кстати, в плане учитывался туристический поток, который, согласно расчетам, должен был составить 3 миллиона человек в год. Помимо объездной дороги предлагалось сделать шоссе вдоль железнодорожного полотна.

План 1974 года – один из немногих, в котором звучит профессиональный термин «силуэтный строй», что говорит об очень тщательном подходе к виду на исторический центр. И, наконец, это явно единственный в истории города план, в котором уделялось внимание ландшафту местности – оврагам, полям, лесам вокруг Загорска. Предлагалось взять ландшафт под охрану (!), чтобы не нарушать природного очарования.

Итоги? В.И. Балдин писал: «Разработать хороший план – это еще не все: требуется правильно организовать его осуществление». На этом сегодняшнюю прогулку предлагаю и закончить.

Комментарии
0

Никто еще ничего не написал...

наверх >
x Спасибо за внимательность. Опечатка уже отправлена нашим редакторам.