Дорогу – велосипеду!

Гладкова Елена
Фото Александра Фёдорова
385
0

Сегодня многие предпочитают велосипед автомобилю. Власти подгоняют инфраструктуру под новую реальность, велодорожки исполосовали центры городов. В то время как городское велодвижение расцветает, спортивные школы скромно ждут своего часа. В Сергиевом Посаде школа велоспорта ютится в крошечном помещении на «Луче», ребята тренируются вдоль Ярославки и борются с жителями частного сектора за право ездить в Берёзовой роще. Тренер Владимир Шубняков в интервью «Я» рассказал о школе, буднях спортсменов и о том, что думает насчёт новых велодорожек.

 

– Владимир, как вы сами пришли к велоспорту?

 

– В велоспорт я пришёл в 12 лет, в 1971 году. Им занимался старший брат, и как-то раз было соревнование на 30 учебных заведений – он пришёл на финише третьим. Меня это впечатлило на всю жизнь. Как увидел победу брата, и всё – заболел. Велосипедным спортом надо заболеть, тогда не страшно, не бросишь.

 

Тренер меня сначала не брал на велосипед. Он посмотрел на меня и говорит: «Слушай, какой ты маленький! Ну что я с тобой буду делать? Давай ты походишь два годка на коньках позанимаешься, а потом придёшь ко мне». Так я и сделал.

 

Мы занимались серьёзно и фанатично, преданно делу. Потом я отслужил в спортивной роте, отучился в институте и стал работать тренером на стадионе «Спартак», который был на месте торгового центра «Счастливая 7Я». Это были 80-е годы.

 

Я входил в сборную России, это самый большой мой результат. Стал победителем спартакиады Московской области в групповой гонке. Это самый престижный вид велосипедного спорта – групповая шоссейная гонка. Мы ехали 160 километров. Моя самая крупная областная победа. На российских соревнованиях тоже в своё время занимал призовые места.

 

Потом был большой перерыв, порядка 20 лет. Были 90-е годы, тогда сказали, что финансирования не будет, инвентаря не будет, зарплаты не будет. У меня была молодая семья, дети, и я ушёл. Продолжал заниматься на общественных началах. А сейчас уже три года как здесь (На территории «Луча». – Прим. ред.) тренирую.

 

– Расскажите о школе и её учениках.

 

– Мы относимся к областной спортивной школе олимпийского резерва. Нас по региону порядка 10–12 отделений, управление в Мытищах. Но у меня есть ещё одна группа муниципальная, её направленность – общая физическая подготовка с велосипедным уклоном. Там совсем маленькие дети занимаются, 2009–2010 года рождения. Эта группа относится к ДЮСШ «Центр».

 

У меня четыре направления велосипедного спорта – маунтинбайк, или горный велосипед; ВМХ, или велосипедный мотокросс; трек и шоссе. Занимаются порядка 30 человек, от 9 до 17 лет. Кстати, девочки и мальчики , когда маленькие, не отличаются ничем. Девочки бывают даже сильнее.

 

 

 – В каких условиях сейчас занимаются ребята?

 

– Почти три года назад нам выделили это помещение на «Луче». Места здесь мало, и это единственная проблема. Мне бы хотелось, чтобы тренажёрный зал был побольше. На станках закладываются основы техники посадки, техники педалирования. Когда приходят 5–6 человек, то кое-как ещё можно заниматься. Если больше, то совсем тесно. И когда я сажаю 5–6 человек, а приходит, допустим, 10 человек, я вынужден говорить, чтобы одни посидели, пока другие тренируются. Им можно было бы дать другое задание, но места нет.

 

Помещение нам выделили временно. Здесь планируется сделать ФОК, он уже есть в плане, но денег пока нет. Как только дадут деньги, наше здание снесут. Что будет дальше, я не знаю. Новое помещение в ФОКе нам пока никто не обещал, но и не отказывал. Я надеюсь, что нас не выкинут.

 

Сейчас наше управление из администрации предлагает посмотреть помещение на Скобянке, там есть готовый спортивный комплекс. Завод передаёт стадион («Темп». – Прим. ред.) в муниципалитет. Но те дети, которые занимаются здесь, туда не поедут. Здесь стадион хороший, народу много.

– Помогает ли вам областное и местное руководство?

 

– Нам идут навстречу, постоянно помогают – и наше управление, и школа. У нас инвентарь не только школы олимпийского резерва, но и муниципальный. Тренажёры, в частности, муниципалитет закупил. Сейчас взяли от меня заявку по тому, что нам нужно. Велосипеды выделяют. Несколько есть абсолютно новых. В этом вообще претензий нет. То, что нужно на нынешнем уровне, – этого достаточно.

 

– Где тренируются воспитанники?

 

– Для младших у нас есть трасса на Гражданском поселке, в Берёзовой роще. Но есть проблемы – местные жители не очень довольны, что мы там катаемся. Говорят, мол, совсем уже совесть потеряли, по кладбищу катаются. А что на этом кладбище кучи наркоманов и алкоголиков сидят, это ничего. Мало того, они бутылки бьют! Мы приезжаем и вывозим мешки с бутылками, битым стеклом, шприцами и прочей гадостью. С собаками тоже можно по кладбищу гулять! А спортом заниматься нельзя – это святотатство!

 

Со старшими выезжаем на Ярославское шоссе в сторону Торбеева озера. С большим риском, конечно. С помощью машины сопровождения пытаемся обеспечить безопасность. Это повсеместная проблема в России – негде тренироваться.

 

Ещё наша организация арендует трек в «Крылатском». Это олимпийский отличный объект, но ехать далеко. Мы едем туда-обратно 5 часов, чтобы потренироваться 2 часа.

 

 

– Какие условия были бы идеальными для тренировок?

 

– Нужна учебная площадка для BMX, примерно 80 на 40 метров, хотя бы простенькая. С маленькими детьми  я сперва занимаюсь ВМХ. Это немного экстремальный вид спорта, сопряжённый с элементами акробатики. С помощью него дети хорошо овладевают техникой вождения велосипеда. Да и по маунтинбайку трасса нужна.

 

Хочется электронный старт – это вообще идеально. Это не прихоть, не выпендрёж, это международное требование. И нужен светофор. В этом виде спорта каждая доля секунды очень дорога – спортсмены ориентируются на звуковой сигнал и на светофор.

 

Ещё бы сделать хотя бы учебный земляной памп-трек (Трасса, не имеющая ровных участков, на которой чередуются ямы, кочки и контруклоны. – Прим. ред.). Нам этого будет достаточно.

 

Ну, и если велосипеды будут лучше, я смогу поставлять более квалифицированных спортсменов. Сейчас у меня их единицы, один-три человека попадают в сборную области, а так было бы можно их количество увеличить. Но сейчас у меня главная задача, чтобы дети занимались, приобретали интерес к велосипедному спорту.

 

– Часто ездите на соревнования? Какие успехи, вопреки скромным условиям?

 

– В соревнованиях мы регулярно участвуем. 27 мая мы поедем в посёлок Собинка, это 150 километров от нас. В эту субботу будет соревнование в Краснозаводске по BMX. Следующие соревнования в воскресенье во Фрязине, критериум на шоссе – это кольцевая гонка по городу.

 

Призовые места привозим практически с каждых соревнований, есть даже победители. Если учитывать, что нам нет и трёх лет, то нынешний уровень, я считаю, достаточно высокий. У меня уже три человека входят в сборную Московской области по своим возрастам.

 

Девочка одна в том возрасте, когда ещё не берут в сборные, но она – в тройке сильнейших по Москве и области. Мальчик у меня есть. Весной проводился раздельный старт по маунтинбайку в гору Сибай. Он выиграл соревнования. Это не первенство, а так называемые всероссийские соревнования. В этом году ещё мальчик у меня чемпионом Московской области стал, зимний кросс выиграл.

 

Эти ребята пришли уже взрослыми, они не проходили подготовку для детей. А те ребята, которые сейчас маленькие, у них есть очень большая перспектива.

 

– Как в целом обстоят дела с кадрами?

 

– Кадры – это самое главное, чего не хватает. Мне 62 года скоро будет, а это тяжёлый труд, огромная ответственность, нервная система должна быть крепкой. У руководства требование, чтобы обязательно было высшее физкультурное образование. Меня постоянно ещё на переподготовку посылают, какие-то курсы проходим.

 

А задумаешься – если меня не будет, то что дальше будут делать? За мной никто в очереди не стоит, а мне бы этого очень хотелось. Сейчас мне нужен молодой тренер, который мог бы в этом деле. Если уж не со старшими заниматься, то с младшими. С ними заниматься может даже не велосипедный тренер, а, например, лыжник или легкоатлет.

 

Мне очень трудно разрываться, у младших и старших разная подготовка. Ещё нужно заполнять пачку журналов, перспективных планов, отчётов писать вагон и так далее. Бумажная работа затягивает так, что будь здоров.

 

– Есть ли будущее у сергиевопосадского велоспорта?

 

– Если молодые кадры придут работать, значит, будет перспектива. Я думаю, что всё дело в людях. У меня много учеников, которые окончили институт физкультуры по кафедре велоспорта. Я им предлагаю, а они – не идут. Это проблема: оканчивают институт по специальности, а потом начинают себе другую работу искать.

 

– Как вы оцениваете велодорожки, которые появились в нашем городе?

 

– Вам не смешно от этого? Не хочу никого из руководителей ругать, но это какая-то «галочка». Как можно на пешеходной дорожке сделать велосипедную?! Это можно ребёнка на трёхколёсном велосипеде пустить по этой дорожке, и всё. Идёт мамочка с коляской, и на этой же дорожке, только за линией, едет велосипедист. В идеале велодорожки должны быть отдельными.

 

– Как оцениваете культуру велосипедистов и водителей в Сергиевом Посаде?

 

– Культуры, конечно, нет. Понятно, что это удобный вид транспорта, но люди иногда не знают правил. Например, человек по дороге должен идти навстречу транспорту. Но кто сказал, что так же надо двигаться велосипедистам? Я еду на машине, а навстречу едет велосипедист. Самоубийца или кто? Мало того, ещё детей за собой везёт. Это сплошь и рядом. Велосипед является таким же полноправным участником дорожного движения, как и машина, и подчиняется тем же правилам. У нас правостороннее движение, вот и будьте любезны ехать по правой стороне. К сожалению, у нас многие водители не видят велосипедистов. Выезжают со второстепенной дороги, велосипедист едет по главной, а он его не видит, не воспринимает как транспорт.

 

Я как-то на работу ехал, в своё время в Софрине работал, в гору поднимаюсь, навстречу никого нет. Сзади ехала «Тойота», в попутном направлении у этой машины тоже никого нет. И вдруг я слышу визг тормозов, я почти ушёл, и всё равно вмазали. Меня переворачивает, я затылком разбиваю лобовое стекло, а был без шлема… Теперь я даже в булочную в шлеме езжу!

Комментарии
0

Никто еще ничего не написал...

наверх >
x Спасибо за внимательность. Опечатка уже отправлена нашим редакторам.